Что такое СЦБ?

Дата: 
12.02.2014

устройства СЦБ

Приборы управления движением поездов

Устройства сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ) -  это комплекс средств, необходимых для регулирования движения поездов (автоблокировка, диспетчерское управление движением поезда, путевое устройство автоматической локомотивной сигнализации  с регулированием скорости). Используется оборудование СЦБ и связи не только в железнодорожной отрасли, но и в шахтах, взрывоопасных зонах, горно-обогатительными комбинатами,  металлообрабатывающими комплексами, метрополитеном.  

С чего начиналось СЦБ

История СЦБ начинается с 1920 года, когда телефонная и электрожезловая системы не могли обеспечить потребности усовершенствованной железной дороги. Первым, кто разработал положение по применению автоблокировки  на железных дорогах стал профессор Я. Н. Гордеенко.

Ним была создана система четырех участков, позволившая увеличить их пропускную способность. Далее разработками релейной защиты в комплексе с электрической сигнализацией занимаются  коллективы ЦНИИ НКПС, где  и разрабатывается принципы построения системы диспетчерской централизации.

Оборудование СЦБ в современном мире

Современное оборудование СЦБ и связи –это целый комплекс устройств, обеспечивающих надежность и бесперебойную длительную работу. Составляющими аппаратуры СЦБ являются заградительные устройства (ЗСЦБ-1, ЗСЦБ-2 – обеспечивают защиту радио- и электроустройств от помех в контактных электросетях),  автостопы, шлагбаумы, светофоры (ШС-1, ШС-2  служат для регулирования движения поездов), оборудование стрелочных приводов (СУСП-40-У5  обеспечивает защиту, контроль и автоматическое диспетчерское управление) и многое другое.

Современная диспетчерская централизация  позволяет одному человеку управлять сигналами и стрелками всех станций, которые входят в диспетчерский круг. Такая методика позволяет минимизировать  затраты  времени и обеспечивает оперативное исполнение замысла диспетчера.  Существует ряд аппаратур, которые используются не только в железнодорожной отрасли, но и на предприятиях горнорудной, литейной, машиностроительной промышленности. К примеру, аппаратура диспетчерской высокочастотной связи «Украина», которую производит ООО «Укрпромавтоматика» позволяет держать связь  диспетчера с машинистами электровозов горнорудных предприятий. Состоит такая аппаратура из приемопередающей станции (блока БПП),  установочной аппаратуры, в которую входят щит переключений  (ЩП), переходное устройство  (ПУ), соединительное устройство  (СУ), вольтметр резонансный  (ВР-5645), высокочастотный заградитель на 1500 А, высокочастотный заградитель на 800 А, блок питания (БП), ключ торцовый.

приборы СЦБ

Современные приборы СЦБ

Аппаратура остается работоспособной не только при колебании напряжении сети, но и при её обесточивании.

Сегодня в мире безопасное движение поездов обеспечивается с помощью микропроцессорных систем. На дорогах же РФ переоснащение  этими системами идет медленно. Это обусловлено низкой рентабельностью внедрения таких систем и невозможностью их производства.